Сокуров Александр Николаевич
Биография:
|
|
«Важно понять, что у черкесов очень много того, чему нам, следует учиться: положение человека внутри семьи, взаимоотношения старших и младших, родителей и детей, готовность детей понимать родителей, терпеливость. У них есть явления, которые сокрыты очень глубоко, на поверхности их нет, но которые позволяют маленькому народу существовать в определенной гармонии и в окружении монстров. Иначе они, этот маленький народ, давно бы погиб. Черкесы - малая народность, которая прошла сложный исторический период, поставивший черкесский этнос на грань полного исчезновения. И только следуя особым неписаным нравственным народным кодексам, черкесы смогли сохранить жизнь своего народа, разбросанного теперь по разным странам. Спасение черкесского народа – в их духовности и культуре!». А. Сокуров |
|
На свет Александр появился в иркутской глубинке — деревне Подорвиха. Детство в связи с военной службой отца провел в Польше и Туркмении. Однако, как сам признался, корнями глубоко связан с кавказской землей. Дело в том, что хотя сам режиссер и считает себя русским, род его восходит от черкесов (Кабардино-Балкария), предками знаменитого режиссера были черкесы. В Кабардино-Балкарии живут его родственники по отцовской линии — представители древнего и влиятельного кабардино-черкесского рода Сокуровых (в местном варианте — Сокъуровы). Когда-то некоторые из них перешли на службу России и совершенно обрусели. Так и появились русские аристократы Сокуровы, от которых ведет свою родословную и режиссер Александр Сокуров. Заканчивал школу будущий режиссер в Туркмении, в Красноводске, большом портовом городе. По словам мамы, он рос активным, подвижным ребенком с хорошим голосом. Мама привила сыну любовь к русской литературе и классической музыке, которую он сохранил на всю жизнь. Закончив школу, юноша попытался поступить в МГИМО, но не прошел по состоянию здоровья. Решено было продолжить обучение на истфаке Горьковского Университета, тем более что история интересовала Сокурова с восьмого класса. Во время учёбы Александр оказался в штате редакции Горьковской телестудии, в качестве помощника режиссера. Эта работа стала настоящим открытием, отправной точкой в его биографии. На телестудии ответственного и дисциплинированного Александра заметил Юрий Беспалов, руководитель объединения «Телефильм». Вскоре Сокуров стал его ассистентом, а затем ему доверили самостоятельно снимать небольшие фильмы. Первой работой в кино стала документальная лента «Самые земные заботы» о жизни на селе. Затем появился фильм «Автомобиль набирает надёжность», в профессиональном формате, с монтажом и озвучкой. В 1974 году Александр Сокуров закончил университет, а в 1975 — поступил во ВГИК. Его наставником стал А. Згуриди. Его мастерская была единственной, где работа студентов жестко не регламентировалась. По утверждению самого режиссера, во ВГИК он попал случайно, из-за ошибки комиссии. Родители скептически относились к режиссерскому будущему сына несмотря на то, что к тому времени им было создано немало серьезных работ, среди них – «Лето Марии Войновой», «Позывные R1NN», «Последние дни ненастного лета». Учился талантливый студент отлично, за что был премирован именной стипендией С. Эйзенштейна. Но талантливые работы мастера не были приняты руководством ВГИКа, так как не соответствовали требованиям советской идеологии, а их автор закрепил за собой репутацию бунтаря. Дошло до того, что Сокурова было решено отчислить. Из-за конфликта с руководством первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» могла быть уничтожена. Но режиссер вместе со своим другом, Юрием Арабовым, выкрали бобину с фильмом и показали ленту Андрею Тарковскому. Благодаря его заступничеству Александр Сокуров закончил институт, правда, экстерном, и получил распределение в Ленинград, на киностудию «Ленфильм». Первой ленинградской картиной режиссера стала лента-реквием «Дмитрий Шостакович. Альтова соната». Затем были «Терпение. Труд» и «Скорбное бесчувствие». Творчество Сокурова на Ленфильме вызывало негативную реакцию у руководства партии и Госкино. Ни один из фильмов, снятых в это время, не дошел до зрителя. Не раз друг и наставник Андрей Тарковский предлагал Сокурову уехать и работать за рубежом, но режиссер не готов был заговорить на другом языке и расстаться с горячо любимым Эрмитажем. Только с началом перестройки, в 80-х, снятые ранее картины вышли в прокат. Талантливые и драматичные ленты представляли русское кино на зарубежных кинофестивалях. В 1987 году в Локарно получил Бронзового Леопарда фильм «Одинокий голос человека», а двумя годами позже была удостоена высокой награды в Берлине картина «Скорбное бесчувствие». На Кавказе режиссер еще в 1990 году снял документальный фильм «К событиям в Закавказье», посвященный армяно-азербайджанскому противостоянию. При главном университете Кабардино-Балкарии, где он заведует кафедрой, Александр Сокуров в 2011 году запустил свою творческую мастерскую. Среди его Кавказских учеников — выдвигавшийся на Оскар кабардинский режиссер Кантемир Балагов. В 80-90 годах режиссер работает в полную силу, иногда снимает 2-3 картины в год. Это художественные и документальные ленты. Режиссерскую деятельность он совмещает с общественной и преподавательской: работает в молодежных программах на радио, занимается с группой талантливых студентов. В 1998-1999 году на Петербургском телевидении выходит цикл передач о современном кино «Остров Сокурова». Мировое признание таланта мастера еще раз подтвердилось в 1995 году, когда его имя внесли в список ста лучших режиссеров мира. С тех пор его фильмы во многих странах более известны, чем на родине, в России. Об этом говорят многочисленные награды: премия ФИПРЕССИ, Премия Ватикана, орден Восходящего солнца от японской императорской семьи. Получил признание Александр Сокуров и на Родине: его фильмы неоднократно удостаивались премии Ника, сам мэтр в 1997 году получил звание заслуженного деятеля искусств, в 2004 — народного артиста России, В настоящее время мастер живёт в Санкт-Петербурге, где возглавляет группу Сокурова, занимающуюся защитой от разрушения культурного наследия старого Петербурга. Является автором книг «В центре океана», «Диалоги с Сокуровым». Несмотря на то, что режиссер считает себя несовременным и не имеющим авторитета среди молодежи, ему удалось собрать студентов на курсы режиссеров на Кавказе. В планах создать скандинавско-балтийскую школу. Фильмография Александра Сокурова включает более 50 художественных и документальных лент. Среди самых известных — «Русский ковчег», «Интонации», «Александра», «Фауст», «Элегия из России». В 2015 году была снята лента «Франкофония», созданная мастерами Франции, Германии и Нидерландов, признанная лучшим европейским фильмом. Есть и театральные проекты. Попытка постановки «Бориса Годунова» в Большом театре, была снята из-за сложности партий, а спектакль, посвященный творчеству Бродского, оказался удачным. Сейчас режиссеру под 70, он полон творческих идей, принимает участие во многих российских и зарубежных кинофестивалях. Всю жизнь гений кино предпочитает быть шокирующе непредсказуемым, сохраяет единство индивидуального стиля. Его кино узнаваемо, в нем присутствуют некоторая затянутость, недосказанность методы съемки изысканны и оригинальны. Его герои — профессиональные актеры и случайные люди, а в фильмах документальность сочетается с художественными образами. Награды:
|