|
Кишев Мухадин Исмагилович
Биография:
|
«В наше время Интернет имеет огромную мощь. Я бы пожелал, чтобы в этом мире глобализации черкесы не теряли своего языка, традиций, обычаев и в тоже время, чтобы эти традиции и обычаи вписывались в современный мир, чтобы их легко было сохранить.» М. Кишев. |
|
Окончил Краснодарский Государственный Университет художественно-графический факультет (1965г.) Произведении находятся в Государственной Третьяковской галерее и в Московском музее современного искусства; так же в зарубежных центрах искусств, в частных коллекциях королевской семьи Испании и Иордании, в частных коллекциях многих стран мира. Мухадин Кишев – художник исключительной творческой силы. Тематический и образно-метафорический диапазон его полотен удивляет. Формотворческие и пластические возможности кажутся безграничными. А работоспособность и производительность восхищают. Художник одинаково свободно владеет как приемами академической живописи и графики, так и выразительными средствами абстрактного искусства, в котором ему удается открыть свою собственную страницу, несмотря на впечатляющие достижения супрематистов, ташистов, минималистов и мастеров оп-арта ХХ века. В современном глобальном художественном мире, тотальном Art World, проблемы художественного качества живописи – мастерства, выучки, кропотливого творческого труда – со всей очевидностью отходят на второй план. Искусство концепции побеждает искусство пластики даже в художественно-образовательных учреждениях, где по определению должны «ставить руку», развивать чувство цвета и формы, раскрывать законы композиции. Тем ценнее присутствие в текущем художественном процессе фигуры Мухадина Кишева, для которого античный принцип «техне» («tέχνη») – техническое мастерство, художественная инженерия – всегда являлся залогом качества искусства самой высокой пробы. Пластическое совершенство живописных работ Кишева обнаруживается на разных уровнях художественного языка: в композиции, в соотношении масс и объемов, в колорите, в ритме. Важно все – мельчайшие элементы орнамента, игра тональных нюансов внутри пятен локального цвета, направление мазка и штриховки, игра фактурой, наконец, цвет и форма рамы. Эффект артистического, импровизационного блеска отдельных картин достигается месяцами кропотливого педантичного труда, когда художник, неудовлетворенный результатом кладет на холст до тридцати (!) масляных слоев, достигая искомого эффекта. Но и качество говорит само за себя: композиция выверена, колорит и фактура найдены – картина живет полноценной жизнью. И чуткий зритель, проходя глазом сквозь слой изображения, словно созерцает воплощенную на холсте ответственность художника и отдает ему должное. Поэтому Мухадина Кишева знают и любят в России и Европе, в обеих Америках и, конечно, на его родине, в Кабардино-Балкарской Республике, где в год 75-летия художника будет построен музей его имени. Исследовательская, почти естественнонаучная доминанта явственно ощущается в творческом мышлении художника. Мастерские Кишева в Москве, Андалузии, Лондоне, Нальчике – это настоящие творческие лаборатории по изучению образов зримого мира и их художественному переосмыслению. Помимо бесчисленных атрибутов работы живописца и графика, внимание на себя обращают огромные стеллажи с десятками папок – рабочие архивы художника: зарисовки, фотографии, вырезки из газет и журналов на все интересующие Кишева темы. Один из ключей к пониманию творчества Мухадина Кишева – проблема серийности, столь актуальная для ХХ века, начиная еще со знаменитой работы Вальтера Беньямина. Но кишевская серийность принципиально противостоит утилитарной «технической воспроизводимости», о которой говорил немецкий философ. Язык живописной абстракции для Кишева – не только способ художественного постижения реальности, но и возможность ее «улучшения» и «пересоздания». В своих многочисленных сериях («Вечерний звон», «Времена года», «Мои дороги» и др.) Кишев словно пытается «усилить» реальность, увеличить и умножить ее, как при взгляде через магический кристалл. Как Микеланджело, он пытается довести до совершенства то, что «не доделала» природа, оставив это на долю человека – точнее художника. Центральной задачей в решении этой проблемы становится поиск органики и гармонии на всех уровнях раскрытия художественного мотива – в замысле и символике, в композиции и колорите, в горизонтальных и вертикальных ритмах. Доводя до пластического совершенства очередную вариацию темы, складывающую шаг за шагом своеобразный живописный контрапункт внутри каждой серии, Кишев стремится если и не завершить принципиально незавершаемое, то, по меньшей мере, как можно полнее освоить его, сделать своим, близким и безопасным. В этой художественной интенции очевидно прочитывается трепетное, оберегающее отношение художника к Миру и Человеку. Перестраивая реальность прихотливыми средствами фигуративной абстракции, требующей предельной концентрации и координации мысли и чувства, формы и цвета, Мухадин Кишев всякий раз сглаживает острые углы мира, упорядочивает хаос, восстает против энтропии. И признаваясь в любви к этой удивительной, кружащей голову реальности, вновь и вновь пускается в путь по неисхоженным лабиринтам гармонии. Награды:
|